Ясиноватая — мой город | Ясиноватая — мой город

Тепло. Ещё теплее

Автор: mv - 15.02.2009 в 13:57

В прошлом номере «Местного времени» мы коротко упомянули о шоке, который испытали жильцы многоэтажек, где установлены домовые тепломеры: суммы, указанные в январских квитанциях на оплату услуг ПЕ «Ясиноватаятеплосеть», оказались не то что меньше, но значительно превысили  даже оплату, положенную «по нормам потребления» без использования приборов учета тепла.

Народ кинулся искать справедливости и в теплосеть, и в АСМД, и даже в штаб городской организации БЮТ. Приезжали на встречу с ясиноватцами и представители «Донецктеплокоммунэнерго», чьей производственной единицей является «Ясиноватаятеплосеть». Страсти продолжают бушевать.

 

По городу расходятся и активно обсуждаются горожанами самые разные версии произошедшего:

  • ребята из теплосети проникали к счетчикам, открывали и выставляли показания на самую высокую температуру;
  • тепловики в очередной раз собираются  повысить тарифы на отопление жилья:  дескать, по тепломерам видно, что на самом деле расходы воды и газа сегодняшним тарифам не соответствуют;
  • теплосеть «разбрасывает» долги неплательщиков на тех, кто добросовестно платит;
  • жители домов с тепломерами, во избежание сбоев, должны систематически регулировать их работу;
  • в систему отопления пустили воздух, чтобы увеличить давление и заставить счетчики работать быстрее;
  • теплосеть платит членам правления АСМД за подтверждение завышенных данных счетчика;
  • ажиотаж создан и нагнетается искусственно, чтоб люди отказывались от тепломеров, решив, что по тарифу платить выгоднее. А это, бесспорно, выгодно для теплосети.

 

За ответами мы отправились к тем, в чей адрес звучат обвинения. Свою точку зрения  на сложившуюся ситуацию высказали:

директор ПЕ «Ясиноватаятеплосеть» Александр Егорович Хиврич:

— Когда люди начали устанавливать в домах тепловые счетчики, мы были только «за». Потому что при наличии тепломера платить нужно лишь за то тепло, которое жильцы домов получили реально.  Теперь нельзя пожаловаться, что оплачиваешь обогрев улиц и воздуха из-за потерь на теплотрассах.  Мы хотим отапливать квартиры людей, но и хотим получать за свои услуги деньги. Повторюсь, с  установкой счетчиков — только за тепло, которое действительно попадает к потребителям. Оно рассчитывается по количеству нагретой до определенной температуры воды, которая проходит через дом. Грубо говоря, подали воду, нагретую до 70 градусов, на «обратке» она остыла до 50. Значит, дом за определенное время потребил 20 градусов. И жильцы оплатят только их.

Все счетчики проходят  госповерку, опломбируются, на них ставится клеймо Госстандарта. Никто не может просто так подкрутить прибор, чтобы в ту или иную сторону изменить показания. Для этого надо лезть внутрь, нарушить пломбу. Значит, в положенный срок  его просто не примут на госповерку.

Тепломер не нужно настраивать-подстраивать. Практически никакого специального обслуживания он не требует. Оно понадобится только тогда, когда через три года после начала работы счетчик должен будет пройти  госповерку. Естественно, прибор придется снять, потом установить. Наши специалисты будут это делать летом,  когда дома не отапливаются. Госповерку проводит Дружковская теплосеть,  так что никакой проблемы нет. Единственное —  нужно, чтобы счетчик находился под замком, чтобы туда наведывались один-два постоянных человека, а не кто попало.

Как за январь могла набежать сумма больше тарифа без счетчика? Начнем с самого тарифа. 8.42 гривны за отопление одного квадратного метра жилой площади — такой тариф действует во всех производственных единицах объединения «Донецктеплокоммунэнерго»: в Шахтерске, Славянске, Харцызске, Константиновке, Енакиево, Торезе, Снежном и других. В Макеевке он составляет 9.05 гривны, в Докучаевске тоже больше 9 гривен. В Донецке тариф меньше. За счет поддержки из городского бюджета. К сожалению, бюджет Ясиноватой такую поддержку нам оказывать не в состоянии. Нет в городе и  крупных предприятий, за счет которых можно было бы уменьшить стоимость наших услуг для населения. И мы вынуждены были снова ее повысить, когда с 15 октября 2008 года  вместо 900 гривен за тысячу кубов газа нам выставили цену в 1400 гривен. Мы понимаем: людям тяжело. Но все прекрасно видят, что сегодня творится в Украине с газом. И поставщики тепла — заложники сложившегося положения.

Вот с 9 февраля подразделениям «Донецктеплокоммунэнерго», в том числе и ПЕ «Ясиноватаятеплосеть», грозятся прекратить подачу газа. Значит, тепла в домах не будет. Люди не платят нам (в январе на счета теплосети поступило всего 60% нужной суммы), мы, в свою очередь, не можем рассчитаться с поставщиками газа, воды, электроэнергии. В 2008 году у «Ясиноватаятеплосети» 5 миллионов убытков. Мы, можно сказать, банкроты.

Пока тариф для населения подниматься не будет. Хотя даже нынешний для тепловиков  заведомо убыточен. А для бюджетной сферы, для юридических лиц с 1 января стоимость тепла подорожала.

Теперь о суммах в квитанциях. В домах, где счетчики стояли на момент начала отопительного сезона (с 15 октября), оплата за октябрь-ноябрь составила всего 50-60 % тарифа. Этому способствовала плюсовая температура на улице. В декабре вопросов тоже не возникало, потому что морозов практически не было, и счетчики не могли насчитать слишком много. А когда с 25 декабря резко похолодало, порой за 20 градусов мороза, температуру теплоносителя, естественно, увеличили.  Что  счетчики и учли.

По некоторым домам со счетчиками мы выборочно просчитывали оплату за тепло в феврале. Судя по предварительным результатам,  по сравнению с «безучетным» тарифом оплата будет процентов на 25-30 ниже.

Счетчик — это выгодно. Мы постоянно людям напоминаем, что по окончании отопительного сезона экономия  составит порядка 400-500 гривен. Ведь тариф  рассчитывался с учетом самой низкой температуры для нашего региона. А она не может быть одинаковой в январе и в марте. Было в январе холодно — заплатили по счетчику больше, в марте станет значительно теплее — заплатите меньше.

В Ясиноватой  жильцы уже больше 100 домов за собственные деньги установили счетчики. Я и сегодня (9 февраля — ред.) подписал два таких заявления. Считаю, люди поступают абсолютно правильно.

Хочу сказать  еще об одной, но уже только от горожан зависящей, причине высоких платежей. Часто  жильцы берут воду прямо  из системы отопления, то есть из батарей. И этим самым наносят большой урон и теплосети, и своим соседям: нам приходится  без конца греть воду, подпитывать систему. Естественно, на это уходит дополнительное количество газа, через дом проходит большее количество воды. А счетчик мотает, суммы в квитанциях, соответственно, растут. В котельной  2 на «Зорьке», к примеру, ежедневно на подпитку уходит 90-100 кубов воды. Вот вам и увеличение показаний счетчиков, и все остальное. Любой водоразбор из системы отопления надо исключить. Будем ходить по квартирам, штрафовать тех, кто ставит водоразборные  краны. Но и жильцы тоже должны о себе позаботиться.

Что касается долгов неплательщиков, мы не имеем права «раскидывать» их на абонентов добросовестных. Долги остаются на должниках. Юристы «Ясиноватаятеплосети» ведут  претензионно-исковую работу, воздействуют через суд.

Обидно, что часто нам должны немалые суммы небедные, зажиточные люди. Как только  описывают за долги  их машины, квартиры — в течение недели они находят возможность рассчитаться, по 5-10 тысяч наличными приносят. А пока «жареный петух» не клюнет, живут за счет пенсионеров, которые из последних сил тянутся и платят.

и председатель правления АСМД «Промiнь» Наталья Яковлевна Ковальчук:

— Каждый день к нам приходят целые делегации жильцов, без конца задают один и тот же вопрос по телефону: почему такие суммы в платежках теплосети? Из теплосети людей отсылают к нам в АСМД: мол, выясняйте там. А что мы можем объяснить? Так же, как за приборы учета электроэнергии отвечает РЭС, за счетчики расхода воды — водоканал, так и за теплосчетчики отвечает теплосеть, а не мы. Именно ее специалисты приборы принимали и опломбировали. Так что объясняться по поводу платежей со своими абонентами должна «Ясиноватаятеплосеть».

Ситуация могла бы измениться, если бы наши дома наконец-то передали нам с банального обслуживания на баланс. Но вот уже сколько времени депутаты городского совета под разными предлогами не желают принять решение! А главная загвоздка — в земле, придомовых территориях,  которые в этом случае станут коллективной собственностью ассоциации. Когда мы обустраивали возле 18-го дома на «Зорьке» детскую площадку, с огромным трудом «выбили» документацию на его придомовую территорию. (На остальные у нас по-прежнему ничего нет).  И увидели на этом чертеже-плане  две площадки для игры в шашки-шахматы,  площадку для футболистов-волейболистов, скамеечки, дорожечки, клумбы цветочные,  даже электрощитовую, увитую виноградом! Как думаете,  на содержание всей этой существующей только на бумаге красоты деньги ОЖКХ выделялись?

Не можем мы добиться необходимых документов: техпаспортов на теплосчетчики, распечатки всей отапливаемой по нашим домам площади, и от теплосети. А в домах —  17, 3, 8 на «Зорьке»,   8 в квартале «Молодежный» расположены магазины, парикмахерские, и я не могу быть уверена, что жильцы этих домов платят только за себя, а не за тепло и в этих учреждениях.

Теплосеть советует нам пользоваться задвижками: холодно на улице — открывайте, чтобы в дома поступало больше тепла. Теплее — закрывайте.  Как можно сделать это в многоэтажках, где в одно и то же время в угловых квартирах прохладнее, чем в расположенных внутри дома? И какие вообще могут быть задвижки, если теплосеть уверяет, что работает строго в соответствии с температурным режимом?

Конечно, получив январские квитанции, люди расстроились. Но хочу все-таки сказать, что экономия будет видна. Когда закончится отопительный сезон. Потому что за март уже не придется платить столько, как за холодный январь. Да уже и за февраль не придется. Даже сейчас, по нашим предварительным подсчетам, за прошедшие три с хвостиком месяца отопительного сезона в некоторых домах АСМД экономия —  уже больше 20 процентов. Правда,  где-то ее практически нет. Во многом и благодаря самовольной установке батарей центрального отопления на балконах, забору воды из радиаторов отопления. Недавно по телефону у меня спросили: почему в батареях вода зеленая? Оказалось, теплосеть, чтобы выявить течь, подкрасила воду каким-то веществом. И помешала кому-то купаться или стирать, а звонок этих «находчивых» граждан выявил. Но, к сожалению,  так поступают не только жильцы одной из квартир дома  15. Вспомнили бы только, что из-за них остальные страдают. Ведь подпитка системы — дополнительный расход газа, воды.  И счетчик все  фиксирует. Порядок должны наводить поставщики услуги. Это их деньги, их работа. Проще всего сказать: наша обязанность — подать теплоноситель от котельной до дома.

А счетчики у нас все закрыты, посторонние к ним не допускаются. Показания два раза в месяц снимаются только в присутствии кого-то из работников  АСМД.

Записала В. Негородова

P.S. 

ПЕ «Ясиноватаятеплосеть» — структурное подразделение областного предприятия «Донецктеплокоммунэнерго», которое формирует тарифы для городов Донецкой области, входящих в зону обслуживания данного предприятия.  Расчеты себестоимости производятся «Донецктеплокоммунэнерго» и скрупулезно проверяются территориальным органом Государственной инспекции по контролю за ценами в Донецкой области. После положительного заключения инспекции вся документация  по тарифам предоставляется органам местного самоуправления.

Органы местной власти на формирование тарифов на услуги теплосети влиять не могут.

Тарифы на теплоснабжение рассматриваются коллегиальным органом Ясиноватского городского совета — исполнительным комитетом. Его состав определяется и  утверждается на сессии городского совета.

Согласно Закону Украины «О жилищно-коммунальных услугах [1]» областное предприятие «Донецктеплокоммунэнерго» имеет право

«7) на відшкодування втрат у разі затвердження відповідним органом місцевого самоврядування цін/тарифів нижчими від розміру економічно обґрунтованих витрат на їх виробництво».

Такие крупные города, как Киев, Донецк, имеют возможность компенсировать часть затрат за счет городского бюджета. В населенных пунктах, где есть большие промышленные предприятия — потребители услуг  теплосети, также есть  возможность  снизить тарифы для населения. К сожалению, в Ясиноватой средств для компенсации нет:  нет крупных промышленных потребителей тепла, как нет и дополнительных возможностей для пополнения городского бюджета.

«Местное время»,  5

 


Распечатано с Ясиноватая — мой город: https://ya-dn.ru

Ссылка: https://ya-dn.ru/content/teplo-ecshyo-teplee/

Ссылки в этой записи:

[1] О жилищно-коммунальных услугах: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1875-15

© Eterion, 2009-2016