кому-то, возможно, пригодится...
Банки повышают ставки. Как с этим бороться 02 февраля 2009, 09:00
«ПіК України»
В распоряжении «ПіK України» оказалось письмо клиенту ПриватБанка, которому повысили процент по кредиту после официального запрета финансовым учреждениям компенсировать свои убытки таким образом.
Что делать клиенту банка, получившему подобное письмо, рассказал управляющий партнер юридической фирмы Jurimex Юрий Крайняк:
- В первую очередь, обязательно нужно учитывать, что подобные письма в любом случае имеют юридическое значение. Дело в том, что стандартным договором ПриватБанка предусмотрено повышение процентных ставок в одностороннем порядке (как правило, это самый первый пункт после слов «Банк имеет право»). В этих договорах, по сути, дублирована ст.11 закона о защите прав потребителей, согласно которой об изменении процентной ставки по кредиту банк в одностороннем порядке уведомляет потребителя на протяжении семи дней от даты такого изменения.
Таким образом, это письмо является односторонней сделкой направленной на внесение изменений в кредитный договор, а, следовательно, пока она не будет признана недействительной - она действует.
Однако, получив такое письмо, нужно обращаться в суд. Основанием для обращения может быть действующее положение нововведенной с начала января 2009 года статьи 1056-1 Гражданского кодекса Украины, которая запрещает одностороннее повышение процентной ставки. Таким образом, если рассматривать вместе статью 11 Закона о защите прав потребителей и новую статью Гражданского кодекса (1056-1), то получается, что банк может изменять процентную ставку, но увеличивать ее не может. Иными словами, изменения банком процентной ставки не могут быть направлены на ее увеличение. Нужно только понимать, что сослаться на статью 1056-1 Гражданского кодекса можно лишь в том случае, если письмо написано после 10 января этого года, то есть после даты вступления в действие этой статьи. До 10 января закона запрещающего одностороннее повышение ставок не существовало, а значит, банк мог требовать такого повышения.
Но есть нюанс. По закону (что также оговорено в договорах) банк должен отправить письмо о повышении процентной ставки в течение 7 календарных дней после даты изменения ставки. Закон же содержит приписку (которой, естественно, нет в договоре), что без такого уведомления любое изменение процентной ставки является недействительным.
Иными словами, в случае, если банк в декабре отправил письмо о повышении процентной ставки с февраля месяца, повышение на основании этого письма является недействительным. Вот на это и должен обратить внимание клиент банка, получив письмо об увеличении ставки.
На самом деле вопрос о том, могут ли банки поднимать процентные ставки, является очень спорным, невозможности повышения ставок (как описано выше) может сколь легко обосновываться, столь и опровергаться. Изменив ряд законов, касающихся повышения процентной ставки, Верховная Рада оставила без изменений закон «О защите прав потребителей», в котором указано право банков изменять в одностороннем порядке процентные ставки по кредитам. И в законе «О банках и банковской деятельности» хоть и появился пунктом о запрете в одностороннем порядке поднимать процент по кредиту, но осталось примечание «кроме случаев, предусмотренных законом». Таким законом и может оказаться ст. 11 Закона о защите прав потребителей. И в этом случае остается вопрос: что примет во внимание суд - общее требование статьи Гражданского кодекса, или же требование специальных законов, один из которых регулирует деятельность банков, а другой права потребителей. Это и является предметом спора в данном случае.