logo
VK OK Telegram Twitter Facebook YouTube

История

Начало
Земли нынешнего Ясиноватского района были заселены еще в далекой древности. Об этом свидетельствуют археологические раскопки. В окрестностях Ясиноватой обнаружена неолитическая стоянка, в 25 раскопанных курганах выявлено 47 погребений эпохи меди — бронзы и кочевников. Интенсивное заселение этих мест началось, вероятнее всего, в XVII веке. Первыми здесь обосновались беглые крестьяне с Дона и Днепра. В 1691 году здесь селятся запорожцы, занимавшиеся скотоводством, пчеловодством, охотой, земледелием. В первой трети XVII века территория нынешнего района входила в сферу влияния Запорожской Сечи. В 1777 году старожитное займище Ясиноватая было превращено в воинскую казенную слободу. В это же время здесь возникает еще ряд зимовников, хуторов и слобод. В 1841-1845 годах на территории Ясиноватской волости расселяют малоземельных государственных крестьян из Полтавской, Харьковской и Черниговской губерний. Официально считается, что Ясиноватая была основана в 1872 году. Свое название станция и поселок получили от села, расположенного в 4 километрах к северо-востоку.

Название «Ясиноватая»
Что оно означает — это совсем отдельная история. По этому поводу есть целая легенда. Жили в седую старину, где-то в XI-XIV веках на территории современного поселка Верхнеторецкое татары. Поселок этот находится в паре километров от Ясиноватой и раньше назывался, да и сейчас ещё в простонародье неофициально именуется как Скотоватая. Так вот, жили там себе татары, никого не трогали, домашний скот разводили и продавали. И самый главный продавец у них звался Ватаем, у него все окрестные жители скотину и покупали. Вот оттуда и повелось — когда шел кто к Ватаю, его спрашивали: «Куда идешь?», а тот отвечал: «Скот у Ватая брать». Так и пошло: Скот у Ватая — Скотоватая. Потом прошло время, вырос у Ватая сын, надо было ему отдельное хозяйство заводить. Ну и прикупил ему отец землицы неподалеку. Поселился там сын, а местные его не знали и постоянно спрашивали кто он такой, а тот им отвечал: «Я сын Ватая». Так и тут пошло: Я сын Ватая — Ясиноватая. Такая вот легенда. Хотя на самом деле легенда очень неправдоподобная и, скорее всего, к действительности не имеет никакого отношения. С одной стороны, название «Ясиноватая», как уже было сказано, в древности употреблялось по отношению к совсем другому населенному пункту и звучало тогда как «Ясеноватое», что уж никак не похоже на сына Ватая, скорее на сено Ватая. С другой стороны, в окрестностях много подобных названий — Ольховатая, Ореховатая, Ломоватка и т.п. Не много ли чести простому татарскому животноводу? Так что истинное значение загадочого окончания «ватая» остается неразгаданным, и откуда оно взялось пока неизвестно. В общем, скорее всего, как и принято считать, название наш город, а поначалу железнодорожный разъезд, взяли от находящегося неподалеку поселка Ясиновка, который в разное время назывался то Ясеновкой, то Ясиноваткой, то Ясеноватым. Звучание названий со временем меняется и стало Ясеноватое «Ясиноватой». Первая же часть слова, очевидно, появилась от дерева ясеня, которое, видимо, в изобилии произростало в окрестностях Ясеновки.

Развитие
Рост станции был связан с бурным развитием промышленности Донецкого бассейна в конце XIX века. В 1879 году вошла в строй железнодорожная линия Ясиноватая—Хацапетовка, затем Ясиноватую соединили с Макеевским металлургическим заводом. В 1884 году начала действовать линия Ясиноватая—Гришино—Чаплино, а через пять лет проложили пути от Ясиноватой до Мушкетова. Станция Ясиноватая превратилась в крупный узел, через который проходили составы с углем и известняком, рудой и хлебом, в 1911 году она имела уже 25 верст станционных путей, оборотное депо на 8 паровозов, путевые мастерские, двухэтажное здание вокзала, путевые казармы. В сутки проходило 19 пассажирских и 90 товарных поездов, только на угольном складе грузили до сотни вагонов. На станции имелись кирпичпо-черепичный завод, паровая вальцевая мельница и склад земледельческих орудий. Пристанционный поселок был невелик: всего 40 дворов с населением до 800 человек. Железнодорожные рабочие ютились в землянках, бараках, в приспособленных под жилье вагонах. Больных обслуживал в приемном покое один фельдшер. Открытое в 1897 году одноклассное училище с четырьмя отделениями расположилось в старом доме, и только в 1910 году построили школу с четырьмя классными комнатами. На 30-те годы приходится период стремительного развития Ясиноватой. В это время увеличивается пропускная способность станции, были созданы все главные предприятия железнодорожного узла. Открыта семилетняя школа, клуб железнодорожников с библиотекой, построен водопровод, проведена частичная электрификация поселка. В 1938 г. поселок Ясиноватая был отнесен к категории городов районного подчинения. На тот момент численность населения составляла больше 16 тыс. лиц. Работали 2 средние школы и 2 семилетние. Жителей обслуживала железнодорожная больница. Во время Великой Отечественной войны Ясиноватая была оккупирована гитлеровскими войсками. Оккупация продлилась до 7 сентября 1943 года, когда город освободили советские войска. На фронтах храбро бились 1187 ясиноватцев, 387 из которых погибли в боях за Отчизну. После освобождения разрушенный город быстро восстанавливался. Уже за несколько дней была налажена работа железной дороги. В 1946 году на окраине города началось строительство машиностроительного завода, который уже в 1947 году выработал первую продукцию. С 1952 года к настоящему ЯМЗ специализируется на производстве горно-добывающей техники. Все последующие десятилетия Ясиноватая возрастала и благоустраивалась: были созданы учреждения социальной сферы и бытового обслуживания , построены новые жилые микрорайоны. Постоянным направлением в работе становится благоустройство города. В 1972 году к 100-летию города Ясиноватая была награжденная Почетной Грамотой Верховного Совета УССР. В 1997 году была утверждена символика Ясиноватой — ее герб и знамя, а также установлен Памятный знак основателям города.

Знаменательные события
1995 год — Построен переход, который соединяет железнодорожную и машиностроительную части города. Созданный спортивно-технический клуб «Донбасс-спорт».

1997 год — 125-летний юбилей Ясиноватой; основана официальная символика города – герб и знамя, установлен памятный знак «Основателям Ясиноватой». Начата газификация частного сектора поселка Грачевка. Основано проведение открытого первенства города и этапов Чемпионата Украины по мотокросу в высшей лиге. Открыт один из крупнейших в городе магазин „Светлана” МСП «Агроспецмнтажник».

1998 год — Начато строительство второго ввода газопровода. Введено в эксплуатацию новое помещение поликлиники железнодорожной больницы. Создан участок телерадиокоммуникаций. Открыт Торговый дом МП «Бета».

1999 год — Введена в эксплуатацию новая АТС. Открытая городская детско-юношеская спортивная школа.

2000 год — Открыт территориальный центр по обслуживанию одиноких нетрудоспособных граждан. Создана городская футбольная команда.

2001 год — Городской глава А.И. Русаченко награжден серебряной медалью «Десять лет независимости Украины», Международным открытым рейтингом «Золотая Фортуна” в номинации «Лучший мэр малого города». Газифицирован частный сектор поселка Грачевка: построено 7,5 км газопровода. Начато строительство православного храма св. Апостолов Петра и Павла. Полностью принят в коммунальную собственность жилищный фонд, объекты социального назначения и коммунального хозяйства. Открыты новые палаты для ветеранов в Центральной районной больнице. Создана Детская школа искусств. Начали работу первые компьютерные клубы города «Зевс» и «Шелест».

2002 год — 130 лет учреждения Ясиноватой. Введена в эксплуатацию новая насосная станция воды от Верхне-Кальмиусского водохранилища в микрорайоне Привокзальный. Начата реконструкция железнодорожного вокзала. Создан угольный состав для обслуживания граждан льготных категорий.

2003 год — Закончено строительство первой очереди второго газопровода. В городе проводился этап Открытого фестиваля молодежного творчества Донбасса «Молода хвиля».

2006 год — На городских выборах городским главой был избран Е.В. Ищенко-Гиллер. Открыта детская спортивная площадка. Началось строительство спортивной площадки с искусственным покрытием.

2009 год — Открыт информационно-развлекательный портал города Ясиноватая — Ya-dn.ru.

2014 год — Город вошёл в состав Донецкой Народной Республики.

2015 год — C 16 октября от станции Ясиноватая через Донецк до границы с Россией ходит ежедневный пассажирский дизель-поезд. Открыт музей локомотивного депо Ясиноватая — Западная.

2016 год — внесены изменения в герб и флаг города. Первое поднятие флага состоялось в День города, который отмечался в этом году 17 сентября.

2017 годОткрыт спортивно-оздоровительный комплекс «Локомотив». Подписано соглашение о сотрудничестве между городом Ясиноватая и российским городом Муромом. Открыт Ясиноватский музей.

2018 год — Городу присвоено почетное звание «Город воинской славы». Установлен памятный знак «Ясиноватая — Город воинской славы»