logo
VK OK Telegram Twitter G+ Facebook YouTube

Четверть века — Директор

22.01.2010|mv

Недавно директор Ясиноватского строительного техникума транспортного строительства Н.К. Деревянко отметил свое семидесятилетие.

Эта дата практически совпала с еще одним юбилеем: Николай Кондратьевич, отличник образования Украины, руководит техникумом – ведущим учебным заведением строительного профиля в регионе — вот уже двадцать пять лет. За это время и коллективу техникума, и его директору пришлось преодолеть немало, чтобы сохранить статус и престиж учебного заведения. Мы задали Николаю Кондратьевичу несколько вопросов, и он с удовольствием на них ответил.

Николай Кондратьевич, ваше учебное заведение готовит специалистов строительных профессий. А где в свое время учились Вы, какую получили специальность?

— Я тоже строитель. Учился в техникуме в Днепропетровске по специальности «промышленное и гражданское строительство». После окончания учебы работал в городе Вольногорске – каменщиком, плотником, штукатуром… Своими руками построил дом, гараж, дачный домик, много штукатурил, плотницкие работы выполнял, родительский дом облицевал кирпичом… Так что все, что необходимо уметь строителю, знаю не только в теории, но и на практике могу показать.

Позже поступил в Днепропетровский инженерно-строительный институт, с отличием его окончил и получил квалификацию «инженер технолог-строитель». В середине 60-х был мастером цеха на днепропетровском заводе по производству труб методом виброгидропрессования. Тогда это была новейшая экспериментальная технология, позаимствованная у шведов. Как и со всем новым, было трудно. Но все же за полгода мы сумели так организовать работу в цехе, что выпуск качественных труб вырос в два раза.

Жизнь не стояла на месте, предлагая все новые и новые повороты судьбы. Так что пришлось мне и технологом на Авдеевском заводе железобетонных конструкций потрудиться, и почти десять лет руководить Авдеевским карьероуправлением. Там добывали песок для стекольной промышленности. Надо сказать, во времена Советского Союза на всю страну было только четыре карьера, подобных Авдеевскому. Мы тогда поставляли чистый качественный песок на 100 предприятий. Но поначалу одновременно с добычей песка мне пришлось около пяти лет предприятие восстанавливать и переобустраивать. Одноэтажные здания конторы, складов, производственных помещений мало того, что обветшали. Они стояли прямо на месте залегания песка. Так что надо было выстраивать производственную базу с котельной, бытовым корпусом, складами на новом месте, полностью заменить железнодорожные пути, обновить технику: бульдозеры, экскаваторы, погрузчики…

Слышала, в этот период вы внедрили не одно рационализаторское предложение.

— Я ведь инженер, а значит, обязан мыслить творчески, видеть, когда что-то можно усовершенствовать. Например, создал и установил оборудование для очистки вагонов и в летнюю жару, и в зимние холода. Между прочим, на Донецкой железной дороге оно было в единственном экземпляре. И давало нам возможность загружать наш чистый песок в чистые вагоны. Что помогало коллективу карьероуправления неизменно находиться в рядах передовиков.

Было и еще одно, наверное, самое значительное и серьезное в моей жизни творческое решение. В то время в СССР работали два (а в мире их было всего девять) венгерских земснаряда «Гидроп». Один из них направили к нам, в Авдеевку. Машина была очень толковая, качественная. Но проблема оказалась в том, что рассчитана она была на другой тип песка, а поэтому не давала ожидаемой производительности. Я предложил машину переделать, усовершенствовать. Новый большой двигатель для этого помог приобрести Е. Звягильский, трубы везли из Славянска…В результате производительность земснаряда увеличилась ни много ни мало – в двенадцать раз. При стоимости в 330 тысяч рублей она ежегодно приносила прибыль 740 тысяч. Естественно, я этим очень гордился. Правда, сначала пришлось выдержать настоящее сражение: «высовываться» тогда не полагалось, инициативу и наказать могли. Вот и мой непосредственный руководитель не понимал, зачем мне это надо. Мол, подумаешь, умник какой, взялся иностранцев переделывать! Даже приказ о моем увольнении уже подготовил. К счастью, в тогдашнем министерстве промышленности и строительных материалов во всем разобрались. Меня поощрили автомобилем — ВАЗ 2105.

Хочу добавить, что мы не просто добывали песок, переворачивая землю. Не хотели оставлять после себя пустыню. Рекультивировали и передали в пользование сельскому хозяйству 42 гектара земли, постарались не уничтожить пруд, на котором летом отдыхали люди. Специально для этого я предложил использовать мокрую отработку песка. Она была в два раза дороже, чем сухая, но зато позволила сохранить водоем. Мы даже второй пруд неподалеку устроили – насыпали дамбу, проложили трубы, днем и ночью качали воду. Потом оставалось только благоустроить удобную зону отдыха.

Николай Кондратьевич, а как Вы попали на работу в Ясиноватский строительный техникум?

— Был период, когда я несколько лет работал в горкоме партии и по совместительству преподавал в техникуме на дневном и заочном отделениях три дисциплины – производство железобетонных конструкций, оборудование заводов ЖБИ и технику безопасности. Поэтому, когда в 1985 году меня назначили на должность директора, особенно привыкать к чему-то новому не пришлось. Коллектив был знакомым, можно сказать, родным, учебный процесс – хорошо изученным. Правда, тогда и предположить нельзя было, сколько трудностей ждет наше учебное заведение уже совсем скоро. А пока я затеял строительство столовой для студентов и работников техникума, с автоматической линией выдачи блюд. Там в свое время около семисот студентов питались. Потом Союз распался, экономика «легла», и мы не могли больше позволить себе «роскошь» кормить студентов.

Знаю, в девяностые годы Ясиноватский строительный техникум вообще закрыть хотели…

— Да, был в нашей жизни такой тяжелый момент. 29 мая 1997 года Кабинет министров Украины издал постановление о ликвидации техникума. Наверное, с оглядкой на тяжелое экономическое положение страны и фактическое прекращение строительства. Но ведь времена меняются к лучшему, больше или меньше, но строили и будут строить всегда, а значит, строительные профессии тоже всегда будут нужны! А если специалистов негде будет учить, кто будет строить? И потом меня беспокоила судьба коллектива: люди могли остаться без работы и средств к существованию. Поэтому я начал борьбу за техникум, а тем временем даже пошел на риск: летом 1997 года мы набирали студентов в фактически несуществующее учебное заведение. Но мы победили. 21 августа 1997 новое постановление Кабинета министров отменило предыдущее, о ликвидации техникума.

Расскажите, пожалуйста, как сегодня живет и работает Ясиноватский строительный техникум.

— Прежде всего скажу, что мы готовим студентов на бюджетной основе. За плату учатся единицы. Несмотря ни на что, силами коллектива и студентов нам удалось не просто сохранить серьезную учебно-материальную базу, но и поддерживать ее в неплохом состоянии. А это учебный корпус, три общежития, десять цехов мастерских, где наши ребята проходят все виды производственной практики. Отмечу, в Донецкой области ни в каком другом учебном заведении строительного профиля таких мастерских нет.

Уровень требований к знаниям студентов у нас очень высок. Наверное, поэтому выпускники ЯСТТС востребованы на рынке труда. 94 процента из них после окончания учебы устраиваются на работу. Но и мы в этом отношении не сидим, сложа руки: заключили соответствующие договоры с 56 предприятиями области. Кроме того, наши успешные выпускники могут продолжать учебу в вузах по специально разработанной программе. Благодаря ей, опять же, в соответствии с договорами между техникумом и вузами, ребята поступают сразу на второй-третий курс в Донецкий институт железнодорожного транспорта, Донбасскую национальную академию строительства и архитектуры, Донбасскую государственную машиностроительную академию или Харьковскую государственную академию железнодорожного транспорта.

Немаловажно и то, что при фактически нулевой финансовой поддержке государства (Украина сегодня в трудном положении) во всех наших помещениях светло и тепло, в полном объеме и точно в срок выплачиваются зарплата персоналу и стипендия студентам, уже несколько лет нет долгов по коммунальным платежам.

Скажите, абитуриенты идут в техникум охотно?

— Собственно, с набором первокурсников нам всегда было не очень легко. И в первую очередь из-за месторасположения учебного заведения. Выпускников школ всегда несколько настораживало, что если они захотят к нам — учиться им придется в маленькой Ясиноватой. И тем не менее в советские времена в ЯСТТС было до 1600 студентов из всех уголков Советского Союза. Сегодня их в два раза меньше – семьсот на заочном и дневном отделениях – но тоже из многих населенных пунктов Украины. В этом году – из 39-ти. Едем в города, села, поселки, рассказываем, агитируем, убеждаем. И дети идут к нам, в Ясиноватский строительный техникум транспортного строительства.

Николай Кондратьевич, безусловно, Вам как директору техникума есть чем гордиться. Может, приведете несколько примеров?

— В первую очередь я горжусь нашим коллективом – творческим, работоспособным, инициативным и патриотичным. Для моих коллег техникум – это вся их жизнь. И я им очень за это благодарен. Горжусь тем, что наш техникум сегодня намного более работоспособен и дает лучшие знания, чем многие другие учебные заведения нашего уровня. И тем, что с нами охотно сотрудничают многие предприятия, а выпускники техникума не теряют с ним связь и помогают своей «альма матер».

Желаю Вам и всему коллективу дальнейших успехов, творческой работы и талантливых студентов. Спасибо за беседу.

Беседовала
В. Негородова

 

 

Вас также может заинтересовать:

Просмотров: 1 498
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.