И еще раз о долгах… Коммунальных
Всё чаще в средствах массовой информации появляются сообщения об отключении электроэнергии на предприятиях и учреждениях различной формы собственности. И наш город не стал исключением. За несколько дней до Нового года Ясиноватский горводоканал получил предупреждение об отключении электроэнергии в связи с нарушением графика подекадной оплаты. 30-го декабря 2008 года энергетики отключили от электроснабжения здание конторы и производственную базу.
В новогодние праздники насосные станции, подающие воду в город, работали в обычном режиме. Но угроза отключения от энергоснабжения объектов горводоканала возникает ежемесячно. Так же как и сокращение объемов подаваемой воды от Донецкой компании «Вода Донбасса» при отсутствии оплаты в полном объеме за полученную в текущем месяце воду. 28 января 2009 года было отключено электричество в здании управления ПЕ «Ясиноватаятеплосеть», получено предупреждение об отключении всех объектов предприятия за несвоевременную оплату потребленной электроэнергии. Можно не комментировать последствия, которые могут возникнуть в городе в результате прекращения тепло- и водоснабжения, пусть даже в течение нескольких часов в условиях зимы.
Причина одна — отсутствие достаточных денежных средств у коммунальных предприятий для своевременного расчета за энергоносители в связи с задолженностью населения за оказанные услуги тепло- и водоснабжения.
В течение 2008 года сумма задолженности населения города коммунальным предприятиям возросла по горводоканалу — на 359,0 тыс.грн., по теплосети — на 894,0 тыс.грн. По состоянию на 1 января 2009 года общая сумма задолженности населения города предприятиям жилищно-коммунальной сферы составляет 9 962,7 тыс.грн. Это означает, что указанные суммы предприятия не смогли использовать на выполнение работ по ремонту и модернизации оборудования, в т.ч. на энергосберегающие технологии и капитальный ремонт сетей, что в свою очередь приводит к увеличению производственных затрат и, как следствие, к росту тарифов. Следует отметить то, что и горводоканал, и теплосеть выполняют возложенные на них функции по оказанию коммунальных услуг и не допускают значительных перебоев в тепло- и водоснабжении, своевременно устраняя возникающие аварийные ситуации.
Получил товар или услугу — оплати. К сожалению, такая форма взаимоотношений потребителя и поставщика коммунальных услуг не всегда выполняется в полном объеме. И если горводоканал имеет в своем распоряжении действенное средство — отключение недобросовестного абонента за долги, то теплосеть этого сделать не может. Основной и до настоящего времени единственный метод воздействия на неплательщиков — подача предприятиями исковых заявлений в суд. В 2008 году предприятиями жилищно-коммунальной сферы всего подано в суд 1099 исковых заявлений на общую сумму 1 млн. 525 тыс.грн., рассмотрено судом и удовлетворено в пользу предприятий 869 исков. Исполнительной службой, на основании решения суда, совместно с работниками милиции, при участии представителей предприятий ЖКХ проводятся рейды по месту жительства должников, описывается и изымается имущество, в т.ч. в зависимости от суммы долга накладывается арест на автомашины и квартиры. Направляются исполнительные листы о принудительном взыскании суммы долга из заработной платы по месту работы должника.
В 2009 году претензионно-исковая работа будет активизирована, намечено повысить эффективность действий Государственной исполнительной службы. Но учитывая значительный рост задолженности населения, предприятия ЖКХ вынуждены идти на сотрудничество с коллекторскими агентствами, специализирующимися на возврате долгов за полученные услуги.
Коллекторская деятельность — это целый комплекс средств и методов законного, юридического и психологического воздействия на должников. Основу коллекторства составляет внесудебное взыскание долгов. Основные методы работы коллекторского агентства: телефонные звонки, направление писем должникам, разъяснительная работа при личной встрече, выяснение причины задолженности, поиск компромиссных вариантов по погашению долга, содействие специалистам государственной исполнительной службы по исполнению решений судов о принудительном взыскании долга. В коллекторских агентствах работают специалисты, прошедшие подготовку и в области правовых отношений и в методах оказания психологического давления. Конечно, работа коллекторского агентства не бесплатна, стоит учитывать то, что дополнительные затраты по оплате услуг специалистов агентства будут компенсироваться за счет недобросовестных получателей коммунальных услуг.
Анализ неплатежей показывает, что значительную часть должников составляют именно обеспеченные люди. В отношении действительно малообеспеченных граждан руководство города проводило и будет проводить политику, нацеленную на создание максимальной социальной защищенности через оформление субсидий, на что постоянно выделяются средства из государственного бюджета.
В. Есионов, начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства ЯГС
20.02.2009 07:12:46
цены-то поднимаются, а вот качество обслуживания не особо изменяется. пусть лучше мусор чаще вывозят, благодетели.