«Какой у нас сегодня праздник?»
В каждом из нас школьные годы оставляют целый пласт воспоминаний, самых разных — отчетливых и не очень, радостных и не совсем.
Я не исключение и могу много рассказывать о времени, когда училась в шестой ясиноватской школе. Одно из самых ярких воспоминаний – уроки географии, которые вел у нас директор школы Лолий Иванович Бурик. О том, как мы впервые пытались ориентироваться по карте, как слушали рассказы о далеких странах и учились находить главную мысль в очередной теме из учебника. Вот шумный 4-В готовится к уроку географии. На партах тетради, книги, контурные карты. Мы ждем, когда прозвенит звонок на урок и в класс зайдет Лолий Иванович, заранее предвкушая уже привычный, но все равно каждый раз почему-то неожиданный для нас ритуал начала урока. Наконец открывается дверь, на пороге останавливается невысокий темноволосый человек с нарочито строгим лицом. Но все мы прекрасно видим лучики смешинок, танцующие в его глазах, и набираем в грудь воздух. «Здравствуйте, дети! – негромко говорит учитель. – Какой у нас сегодня праздник?» И класс дружно и очень звонко выдыхает: «География!»
Запомнилась мне еще одна добрая шуточная традиция, когда в конце учебного года на празднике последнего звонка Лолий Иванович поздравлял всех и неизменно говорил: «Первый класс, два шага вперед!» Малыши дисциплинированно шагали, а директор торжествующе провозглашал: «Ребята, вы ошиблись. Вы ведь уже второклассники! Или еще раз в первый класс пойдете?»
Тогда мы видели энергичного, подвижного, словно ртуть, человека, которого так интересно было слушать на уроке. И даже не задумывались, какая непростая судьба выпала Лолию Ивановичу.
Он родился 25 января 1927 года в селе Шипиловке Лисичанского района. Мальчик был девятым и очень долгожданным ребенком в семье. Отец ужасно хотел сына, даже имя ему подобрал: Лолий, как звали его хорошего друга. Но одна за другой рождались девчонки. И вот наконец-то сын, крестины…А поп не хочет мальчишку под таким чудным именем крестить: нет Лолия в святцах, и все тут! Но родители не отступились, накормили-напоили попа хорошенько, и тот провел обряд, как положено. А уже много позже выяснилось, что редкое русское имя Лолий пришло к нам из латинского языка и является римским родовым именем.
Сколько Лолий Иванович себя помнит, с самого раннего детства – все время в труде. Семья большая, и самому младшему дело находилось: травы нарвать, кормилицу-коровку Шоколадку на пастбище отогнать, пасти стадо, когда выпадала очередь… Вспоминаются повседневные разговоры взрослых, старших сестер – и опять о труде. Одна солому скирдовала – быстрее всех работала. Вторая на стройке лучше других управлялась. Третья снопы увязывала, и тоже сноровистей остальных оказалась. Так уж воспитывали детей в семье: если что-то делать, то лучше всех. И все-таки детство есть детство: за учебой в школе-семилетке и работой обязательно находилось место увлечениям и играм. Самым большим увлечением Лолика было чтение. Зачитывался фантастическим романом Адамова «Тайна двух океанов», который печатала «Пионерская правда». До четырех утра не мог оторваться от «Трех мушкетеров» Дюма. Отгораживался подушкой, чтоб мама не видела, зажигал керосинку и читал, читал взахлеб. Мама ворчала: керосин дорогой, его и так не хватает… Сама же втихомолку гордилась своим книгочеем. А во что обычно мальчишки играют? В войну, конечно. Но уж если посмотрели по много раз фильмы о Щорсе да Чапаеве… Сабель, винтовок из деревяшек настрогали – и в атаку на врага. Но вот незадача: вся мальчишечья армия оказывалась исключительно «нашей», «красной». «Белыми» быть категорически никто не хотел. Чтобы никому не было обидно, противников обозначали «зелеными», и уж тогда разгорался нешуточный бой. Разве думали тогда эти маленькие деревенские вояки, что совсем скоро придется им участвовать в самой настоящей, самой страшной войне?
22 июня 1941 года на подворье семьи Буриков было весело и многолюдно, приехали повидаться многочисленные родственники. С утра каждый решил заняться любимым делом: кто на речку искупаться пошел, а кто и с удочкой посидеть… К одиннадцати часам снова собрались все вместе, и тут новость – война с Германией. Вся взрослая мужская часть тут же засобиралась «германца бить». Как же Лолию с друзьями хотелось пойти с ними! Но было им на ту пору пятнадцать-четырнадцать лет. Потому пришлось остаться дома.
Враг стоял в селе с полгода – с июля 1942 года по февраль 1943-го. Потом началось освобождение Украины от фашистов, оккупанты Шипиловку оставили. Но вскоре сумели вернуться снова. Войска Красной Армии вынуждены были отступить на левый берег Северского Донца. С ними ушло и практически все мужское население Шипиловки, и многие ребята-подростки. Были среди них шестнадцатилетний Лолий Бурик и его друг Коля Головнев.
Юного добровольца, как свидетельствует сохранившаяся с тех пор красноармейская книжка, зачислили красноармейцем в первую роту 173 саперного батальона 78 стрелковой дивизии. Паренька взял под опеку заместитель командира роты старший лейтенант Александров. Солдаты старались мальчишку беречь, не подставлять под огонь. Но вскоре он показал себя бесстрашным и хладнокровным, несмотря на юный возраст, бойцом.
Шла подготовка операции по освобождению Донбасса. Рота минеров, заминировав мост через Северский Донец, укрепилась на берегу реки. И тут появилась колонна немецких танков и бронетранспортеров. Гитлеровцы уверенно двигались к мосту. Нужно было не дать им пройти, во что бы то ни стало мост взорвать. Но как это сделать под самым носом врага? Задание вызвался выполнить воспитанник роты. Старший лейтенант отговаривать Лолика не стал, только протянул пареньку старую фуфайку, ушанку, крепко, по-отцовски обнял…
Бредет по дороге какой-то деревенский мальчишка, спотыкается. Подошел к самому мосту, да уронил что-то и нагнулся поднять…Все поняли немцы, только поздно уже было: в считанные секунды мост взлетел на воздух. После этого случая Лолия стали посылать с отделением минеров и в ночные вылазки.
Позже, в одной из операций, было серьезное ранение. Истекающий кровью Лолий отстал от своих. Но рядом оказался верный друг-односельчанин Коля Головнев, положил раненого на плащ-палатку и вытащил из-под обстрела. Повезло молодому бойцу и еще раз: в медсанбате майор-хирург вынимал осколки из изорванной ноги и успокаивал, мол, ампутировать не придется.
Потом опять были фронтовые дороги, бои, победы, потери, награды. Среди них самые дорогие – орден Отечественной войны I степени и солдатский «орден» — медаль «За отвагу».
Когда Великая Отечественная война закончилась, Лолию еще не было восемнадцати. Поэтому из армии его отправили домой, годы «добирать». Он поступил в Славянский железнодорожный техникум, с отличием его окончил. Молодого специалиста направили на станцию Ясиноватая. Тогда, в 1948 году, в Ясиноватском отделении дороги и началась в жизни Лолия Ивановича «ясиноватская эра». Потом была работа комсомольская и партийная, была должность председателя Ясиноватского городского совета, а значит, и решение многих насущных вопросов по развитию города – открытие школы-интерната и школы № 6, постройка здания узла связи и дома быта «Восход», возведение первых домов в 100 и 102 кварталах, проектировка школы в поселке имени 18 партсъезда и многое другое, чем Лолий Иванович по праву может гордиться. Но все же самыми лучшими своими годами он называет время, когда работал директором шестой школы. Работал почти двадцать лет. Его бывшие коллеги и сегодня с теплотой и уважением вспоминают широкую эрудицию, фонтанирующее новыми идеями творчество, неукротимый энтузиазм и энергию своего директора. Вспоминают его кредо в работе: не управлять людьми, а сотрудничать в одной команде. Благодаря чему при нем школа приобрела в городе вес и авторитет. Вспоминают, как он умел подбирать талантливых учителей, какая разнообразная велась тогда в школе внеклассная работа.
Много хорошего могут сказать о Лолии Ивановиче и ветераны. Ведь именно ветеранскому движению посвятил он немало времени и сил. И сегодня, когда ему уже за восемьдесят, Лолий Иванович много трудится в городском совете ветеранов войны и труда, руководит комитетом по работе с ветеранами войны. И часто общается с молодежью, бывает в школах, рассказывает детям о войне. Потому что твердо уверен: молодых надо воспитывать патриотами. И пока есть рядом с нами живые носители памяти – непосредственные свидетели и участники тех событий, стоит пользоваться любой возможностью, чтобы передавать эту память новым поколениям.
В. Негородова