logo
VK OK Telegram Twitter Facebook YouTube

Потребителю на заметку

14.03.2009|mv

15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, но о нем необходимо помнить всегда и всем, ведь ежедневно мы все совершаем покупки и получаем услуги. Что же нужно знать потребителю?

Приобретать товар (услугу) необходимо в том случае, если у продавца (исполнителя, поставщика услуги) имеется информация о его принадлежности  (Ф.И.О. субъекта предпринимательской деятельности или название фирмы), документы на занятие данным видом деятельности.

Нельзя пользоваться стихийными рынками, ведь там можно приобрести некачественные фальсифицированные товары с обсчетами и обвесами. Скоропортящиеся товары необходимо покупать только там, где есть холодильное оборудование и обязательно обращать внимание на сроки реализации. Старайтесь не приобретать товар (работу, услугу), который не имеет доступной достоверной информации об их производителе (исполнителе, продавце) и качественных характеристик. Помните, что право на получение данной информации потребителю гарантировано статьей 15 Закона Украины «О защите прав потребителей».

Всегда требуйте расчетный документ — товарный или кассовый чек, который обязаны выдать потребителю как в магазине, так и на рынке. Если его не выдают, то потребителю необходимо задуматься — а стоит ли вообще в этом месте приобретать товар.

Если Вы приобретаете дорогую вещь, скажем, сложнобытовую технику, мобильные телефоны и другие товары, то лучше это сделать в специализированном магазине. Перед покупкой желательно  сразу уточнить цену и условия покупки товара, гарантийные обязательства производителя, правила и условия эффективного и безопасного использования товара, срок службы товара и сведения о действиях потребителя по его окончанию, а также возможные последствия при их неисполнении, адреса производителя (продавца) и предприятий, которые уполномочены принимать претензии от потребителя и выполнить ремонт и техническое обслуживание. Необходимо обязательно потребовать гарантийный талон установленного образца, а также проследить, чтобы при оформлении в паспорте были проставлены дата продажи, подпись материально-ответственного лица, заверенные штампом (печатью) магазина.

Очень важно потребителям знать, что товары имеют гарантийные сроки, которые исчисляются со дня продажи товаров. На сезонные товары гарантийные сроки исчисляются с начала соответствующего сезона. На обувь зимнего ассортимента — с 15 ноября по 15 марта, весенне-осеннего ассортимента — с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября, а на обувь летнего ассортимента — с 15 мая по 15 сентября. На одежду, меховые и другие изделия весенне-летнего ассортимента с 1 апреля, а осенне-зимнего ассортимента — с 1 октября.

На товары, потребительские качества которых могут со временем ухудшаться и быть небезопасными для жизни и здоровья, имущества покупателя и окружающей среды (пищевые продукты, парфюмерно-косметические изделия, медикаменты, бытовая химия и другие), обязательно устанавливается срок годности, который указывается на этикетках, упаковках или в других сопроводительных документах к товару.

Если приобретенный товар ненадлежащего качества и срок гарантии его не закончился, Вы на основании письменного обращения и пункта 1 статьи 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» имеете право по своему выбору требовать от продавца или производителя:

1. соответствующего уменьшения его покупной цены;

2. бесплатного устранения недостатков товара в разумный срок;

3. возмещения расходов на устранение недостатков товара.

В случае выявления в течение установленного гарантийного срока существенных недостатков, возникших по вине производителя товара (продавца, исполнителя), или фальсификации товара, подтвержденных при необходимости заключением экспертизы, потребитель, в порядке и в сроки, установленные законодательством и на основании обязательных для сторон правил или договора, имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя:

1. расторжение договора и возврата уплаченной за товар денежной суммы;

2. требовать замены товара на такой же товар или на аналогичный, из числа имеющихся у продавца (производителя), товар.

Относительно непродовольственных товаров бывших в употреблении и реализованных через розничные комиссионные торговые предприятия требования потребителя указанные в этом пункте удовлетворяются с согласия продавца.

Согласно этому пункту удовлетворяются требования потребителя относительно товаров срок гарантии на которые не истек.

Потребитель может доверить ремонт магазину, производителю или гарантийной мастерской (с доставкой туда и обратно за их счет, если товар имеет вес свыше 5 кг). На период ремонта потребителю, по его требованию, выдается аналогичный товар независимо от модели. Для этих целей создается обменный фонд товаров, из которого и производится «временное дублирование». Перечень товар, подлежащих замене в случае гарантийного ремонта, определяется правительством Украины. В марте 1994 года постановлением Кабинета Министров № 172 определен перечень товаров, подлежащих обмену, куда в основном вошла крупногабаритная бытовая техника в виде телевизоров, холодильников и стиральных машин. В декабре 2004 года, согласно постановлению № 1642, данный список дополнен такими товарами, как мобильные телефоны, персональные компьютеры и комплектующие к ним, аппаратура для видеозаписи и воспроизведения изображения звука, электрочайники, электрофены и электрокофеварки. Также этим постановлением был изменен список товарных позиций, не подлежащих обмену или возврату ни при каких обстоятельствах. Это детские памперсы, парики и маникюрные принадлежности.

Если возникают сомнения в качестве товара, то проводится независимая экспертиза, которая выясняет причину поломки. Если выясняется, что товар пришел в негодность по вине продавца, то экспертизу оплачивает продавец, а если по вине потребителя, то потребитель.

Срок ремонта товара составляет 14 дней или устанавливается по договоренности сторон. За каждый день задержки выполнения требований о предоставлении аналогичного товара и за каждый день задержки устранения недостатков сверх установленного срока потребителю выплачивается неустойка в размере 1 процента стоимости товара.

При расторжении договора расчеты с потребителем в случае повышения цены на товар производятся исходя из его стоимости на время предъявления соответствующего требования, а в случае снижения цены — исходя из стоимости товара на время покупки. Деньги, уплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности вернуть деньги в день расторжения договора — в другой срок по договоренности сторон, но не позднее чем в течение 7 дней.  

Потребителю нужно быть всегда внимательным при приобретении товаров, особенно дорогостоящих, ценить свои деньги и всегда требовать документы, подтверждающие факт покупки, чтобы в дальнейшем иметь возможность защитить себя, используя возможности Закона Украины «О защите прав потребителей».  

И. Авраменко,
начальник отдела по вопросам торговли,
бытового и транспортного обслуживания населения и защиты прав потребителей

Просмотров: 1 065
Отправлено Quasi
16.03.2009 08:36:38

в Донецке находится, насколько я помню, по адресу: ул.Челюскинцев, 159

Аватар
Отправлено Ratatui
16.03.2009 03:43:45
Quasi писал(а):

в Донецке находится, насколько я помню, по адресу: ул.Челюскинцев, 159

По этому адресу мой технарь находится 🙂

Дон политех

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.