logo
VK OK Telegram Twitter G+ Facebook YouTube

Злая шутка истории

19.05.2011|mv

На днях решила я устроить «ревизию» в своем книжном шкафу. И попалась мне в руки брошюрка «Ясиноватая» Н. Бойченко и Н. Кобылякова. Изданная еще в 1983 году, брошюрка рассказывает об истории Ясиноватой, Авдеевки, Ясиноватского района.

О наших известных земляках, о предприятиях, местных достопримечательностях. И довольно много места отведено рассказу о музее на колесах – многолетнем предмете гордости для всех жителей нашего города. Который рассказывал об истории Ясиноватой. И который, к сожалению, сам стал историей. Печальной. Потому что такого музея у нас фактически больше нет. Как нет и его многочисленных экспонатов – свидетелей жизни нескольких поколений ясиноватцев, что передавали в музей частички своей судьбы.

Очень хочется напомнить, как это было еще 20 лет назад. Поэтому возьму на себя смелость полностью привести отрывок из брошюры «Ясиноватая», касающийся музея на колесах. Конечно, с высоты сегодняшнего дня кое-что в описании может показаться устаревшим.    Но идеология в данном случае – дело последнестепенное. Она, никуда от этого не деться, тоже – часть нашей истории.

***

«В городе железнодорожников есть оригинальный музей. На площади Ленина, у Дворца культуры, словно у перрона остановился поезд-памятник, в котором разместился музей ратных и трудовых подвигов ясиноватцев. Открыт он в1972 году в честь 100-летия города. На постамент встали 3 пассажирских вагона во главе со стареньким паровозом серии «ОВ». На стеле, установленной рядом, –  три горельефа (авторы – архитектор В.Д. Акиндеев и скульптор В.Г. Колеснюк).

По ступенькам поднимаемся в первый вагон. За сохранившимся неуютным открытым купе, в котором ездил рабочий люд, оборудован салон. В нем развернута экспозиция, рассказывающая об участии железнодорожников Ясиноватой в первой русской революции, в борьбе за власть Советов. Здесь же фотодокументы и биография земляка Николая Алексеевича Скрыпника – видного деятеля Коммунистической партии и Советского государства. Во втором вагоне собраны материалы о развитии станции после победы Октября, о трудовом энтузиазме железнодорожников в годы первых пятилеток, свидетельства героических подвигов ясиноватцев в годы Великой Отечественной войны и трудовых свершениях в послевоенный период.

Дорогой реликвией в музее является скульптурный портрет В.И. Ленина с надписью: «Дорожному съезду изобретателей И.П.Р.З. Изюм. 1934». Умельцы Изюмского паровозоремонтного завода, входящего в ту пору в систему Донецкой магистрали, преподнесли скульптуру дорожному съезду изобретателей и рационализаторов, проходившему в городе Артемовске. В годы Великой Отечественной войны семья ветерана И.И. Ерошенко сохранила драгоценную реликвию, и она теперь находится в музее.

Последний цельнометаллический вагон заполнен материалами, которые рассказывают посетителям об успешном выполнении ясиноватцами предначертаний XXVI съезда КПСС, о дружбе горожан с родственными предприятиями Российской Федерации, Грузии, Молдавии, об интернациональных связях с трудящимися ГДР, Кубы, Польши, Вьетнама и других зарубежных стран. Здесь же портреты Героев Социалистического Труда, делегатов съездов КПСС и ВЛКСМ, победителей в социалистическом соревновании.

Краеведы города собрали много интересных материалов о своих знатных земляках – Герое Советского Союза М.А. Ралдугине, генерал-лейтенанте авиации В.М. Лавском, генерал-майоре Ф.Н. Реброве, профессоре, докторе технических наук, лауреате Ленинской премии А.Ф. Лубченко, народном артисте СССР, лауреате Государственных премий СССР и РСФСР Н.О. Гриценко и его сестре – народной артистке РСФСР Л.О. Гриценко, контр-адмирале А.П. Барзаковском, заслуженном агрономе Т.Е. Тарасенко, писателе А.К. Чепижном.

Частые гости музея пионеры и школьники, молодежь, жители Ясиноватой и других городов Донбасса и страны, нередки здесь зарубежные делегации. За десять лет в музее побывало 150 тысяч посетителей».

***

150 тысяч посетителей! Впечатляет…

Уже давно стали взрослыми мальчишки, в начале лета 1972 года бегавшие на улицу Красноармейскую, чтобы посмотреть, как с помощью стальных тягачей двигался на свою последнюю стоянку ко Дворцу культуры железнодорожников маленький старенький паровозик серии ОВ – «Овечка». Так ласково называли железнодорожники этого неутомимого труженика, много «побегавшего» во время войны. К началу 70-х годов прошлого века отслужившие свое паровозы благополучно пустили в утиль. И найти «Овечку», которая и сама достойна была стать музейным экспонатом, было непросто. В Ясиноватую один из последних паровозов ОВ прибыл с киностудии «Беларусьфильм». Теперь он должен был, вместе с тремя вагонами разных времен, стать частью музея на колесах. Кстати, вагоны – будущие музейные залы – тоже подбирали не просто так. Старались, чтобы «форма» соответствовала «содержанию».

Обустраивали музей на колесах всем миром: помогали локомотивное и вагонное депо, восстановительный поезд, дистанция пути и дистанция гражданских сооружений, связисты, проектировщики и многие другие. Нужно было изнутри и снаружи привести поезд-музей в порядок; отобрать самое важное, систематизировать документальный материал из музея города, созданного Д.З. Миненко, и тогдашнего музея комсомольской славы; определить принципы размещения экспонатов, продумать художественное оформление экспозиций.

В первом вагоне, изготовленном еще до революции 1917 года, решили разместить материалы, рассказывающие об истории Ясиноватой с 1872 по 1917 год. Экспозиция второго вагона, довоенного, должна была отразить время до начала войны, показать роль Ясиноватой и ясиноватцев в годы Великой Отечественной войны, послевоенное возрождение и развитие до 1965 года, когда город железнодорожников и машиностроителей стал центром Ясиноватского района. А зал цельнометаллического третьего вагона, уже послевоенного образца, был отдан современной истории города.

Времени до запланированного открытия оставалось всего ничего. Куда-то ехать, смотреть, заимствовать опыт было некогда. Поэтому все пришлось делать на свой вкус, страх и риск. По ночам подбирали фотографии и документы для планшетов, писали тексты, а утром за дело брались художники.

«Дореволюционный» вагон оформили быстро. Правда, после реконструкции 1985 года первоначальный дух времени, который так тщательно воссоздавали его первые оформители, был утрачен.

Со вторым пришлось повозиться дольше. Создателям экспозиции хотелось подобрать больше наглядных экспонатов. Так в музее появились хлебная карточка, треугольнички фронтовых писем. Была и кисточка от немецкого штандарта, который наш земляк А.Н. Кужильный на параде Победы бросил к подножию мавзолея, и немецкий нагрудный крест, и немецкая каска, и другие ценные экспонаты…

Наконец, подошла очередь третьего, современного вагона. Здесь экскурсанты могли, что называется, держать руку на пульсе жизни города. Собственными глазами наблюдать, как кристаллизуется история.

Именно так долгие годы все и было. А потом история сыграла с нашим уникальным музейным комплексом, о котором в свое время писала даже газета «Правда», злую шутку. Из второй грузопассажирской станции союзного значения Ясиноватая превратилась в первую в независимой Украине. И железная дорога, ссылаясь на всевозможные трудности, не стала заботиться о его содержании. Местная же власть не имела возможности тратить бюджетные деньги на чужую собственность. А принимать комплекс на баланс города не спешила.

На первых порах музей просто прикрыли, а после многократных «визитов» хулиганья еще сохранившиеся ценности перебазировали во Дворец культуры железнодорожников. Не так давно, летом 2008 года, в Доме науки и техники локомотивного депо Ясиноватая-Западное (ДКЖ) торжественно открыли музейную комнату истории железной дороги и города Ясиноватой. Но ни этот, ни любой другой вариант никогда не восполнит потерю. Потому что для нескольких поколений горожан музей – это музей на колесах. Жаль, что, судя по всему, он уже никогда не будет восстановлен.

В. Асеева

  

Просмотров: 1 008
Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь.